Новости

Он создавался для сельских жителей, а стал самым раскупаемым русским автомобилем за рубежом. Он оказался основой для создания иностранных автомобилей, но сам мало изменился за 40 лет своей истории. Он призван властвовать над распутицей и бездорожьем, но зачастую преодолевает только расстояния городских трасс. Сегодня он экземпляр нашего номера – Нива 4х4. «ПравCAR» не будет рассказывать о его технических характеристиках, он стал учебным пособием для любого новичка-автолюбителя. Ко «дню рождения» автомобиля (5 апреля 1978 года на Волжском автозаводе сошла с конвейера первая «Нива») мы расскажем малоизвестные факты о легенде отечественного автопрома, а также посоветуем, как «нашпиговать» его полезнейшими элементами.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Удивительна биография «Нивы 4х4». В своё время этот отечественный автомобиль теснил на пьедестале почета мировых грандов автопрома и победно водрузил себе на голову, а точнее на крышу лавровый венок. Автомобилю довелось побывать практически в любой точке земного шара – от Антарктиды и Северного полюса до жарких поясов Латинской Америки, поставить мировой рекорд высоты, поднявшись на Тибетское плато в Гималаях (5726 м над уровнем моря), успешно участвовать в ралли-рейдах «Париж-Дакар», «Париж-Пекин», «Сидней-Дарвин», «Крыша Африки» и многих других.

А началось всё 40 лет назад. В 1970 г. конструкторы ВАЗа создали автомобиль для жителей села на основе базовой модели «Жигулей». Однако «Нива» стала не только самым массовым советским внедорожником (за 30 лет было произведено 1,8 миллионов этих автомобилей), «Нива» оказалась единственным советским автомобилем, который поставлялся в Японию! Она оказалась «нарасхват» в 100 странах мира. На американском континенте за сборку взялись бразильцы, эквадорцы, чилийцы и панамцы, в Европе – греки. Болгары и румыны взяли «Ниву» за основу создаваемых ими автомобилей. В Англии нивалюбители до сих пор выпускают свой журнал.

«Нива» послужила базой для создания самого большого количества модификаций среди всего модельного ряда АВТОВАЗа – пятидверного внедорожника, специальных серий для МЧС, пожарной охраны, МВД и других служб.

Стоила Lada Niva (экспортное название автомобиля) на порядок ниже конкурентов, тех же Mitsubishi Pagero, Toyota Land Cruiser, Nissan Patrol, Opel Frontera и иже с ними, что позволяло составить нешуточную конкуренцию производителям по обе стороны Атлантики. И сегодня «Нива» не только в Египте или Германии, но и в Канаде и США не самый раритетный автомобиль.

Чем же было обусловлено столь триумфальное шествие по миру советского внедорожника «Нива»? В то время большинство автомобилей подобного класса представляли собой дикую смесь трактора с танком, с управляемостью первого и комфортабельностью второго. На фоне этих «чудес» конструкторской мысли «Нива» выглядела как авиалайнер в сравнении с наскоро сделанным на коленке воздушным змеем. Цельный кузов, привлекательная и функциональная приборная панель, ряд если не революционных, то, по меньшей мере, совершенно замечательных конструкторских решений вроде независимой передней подвески, удобство и надежность вкупе с невысокой ценой сделали «Ниву» настоящим бестселлером.

МОДЕРНИЗАЦИЯ

Несмотря на все свои достоинства, Нива морально устаревала, тогда на ВАЗе разработали и в 1994 году запустили в производство модернизированную Ниву с индексом 21213, непонятно зачем названную Тайгой. Машина стала оснащаться новым двигателем объемом 1690 см3, пятиступенчатой КПП, салон был другой, с более современной отделкой, дверь багажника опустилась до бампера и множество прочих усовершенствований, не затронувших старые болячки в виде гудящей раздатки, быстро гниющего кузова и т.д. В том же году в ОПП ВАЗа начали выпускать удлиненную на 500 мм модификацию 2129 и пятидверную версию 2131.

ВАЗ пытался обновиться, и вначале впустил удлиненную версию «Нивы» с 5 дверями, а затем, создав совместное предприятие с «Дженерал моторс», в 2002 году начал производство новой модели вседорожника «Шевроле-Нива», унаследовавшего бренд прародителя. Старая же «Нива» была лишена своего исторического имени и теперь называется «Лада 4х4».

На бездорожье «Нива» творит чудеса! Ей по плечу и крутые подъемы, и спуски, и глубокие канавы. А каково пассажирам? Попадать на заднее сиденье не просто – протискиваешься через щель между центральной стойкой кузова и сдвинутым вперед передним креслом. Сзади тесно и тряско. Багажник весьма скромных размеров, а увеличить его, сложив заднее сиденье, значит превратить машину в двухместную. Что ж, выдающаяся проходимость требует жертв. Насколько они приемлемы, каждый решает сам.

Отличные внедорожные возможности, невысокая цена, соответствие современным мировым требованиям в области безопасности и экологии, доступность технического обслуживания и ремонта. Автомобиль способен преодолевать бездорожье средней тяжести без особого напряжения и ущерба для самой машины. Однако даже с тюнинговой раздаточной коробкой машине не хватит тяги, приходится ехать преимущественно ходом, поддерживая довольно высокие обороты мотора, иначе двигатель просто глохнет.

В ТЮНИНГЕ

«Нива» – лучший друг охотника или рыболова. Тот, кто планирует ездить по дремучему бездорожью, наверняка заинтересуется легковым полноприводником.

Для тюнинга полно возможностей. Народные умельцы умудряются построить не только брутальный внедорожник, гламурный пляжный джипчик, но еще и спортивную машину для гонок на «Красном кольце». Да вообще все что угодно! Однако речь пойдёт о более умеренном варианте.

В нашем распоряжении очередной «экземпляр» 2010 года выпуска от друзей «ПравCAR» дилерской площадки «Элегия-Авто». Этот автомобиль совершенно новый, что подтверждает «фирменный запах» в салоне, он прибыл из Краснодарского края, чтобы за 550 тысяч рублей обрести хозяина в Красноярске.

Итак, на обычный автомобиль для поездок на охоту поставили резину 235/75R15 на красивых легкосплавных дисках. Смонтировали дифференциалы повышенного трения, оснастили защитой и сигнализацией, повесили на передний бампер лебёдку – в общем прейскуранте она оказалась самым дорогим элементом (25 тысяч рублей). После установки лебёдки на автомобиле не страшно ехать туда, где раньше удавалось пробраться только пешком. То есть охотникам-то повезло, а как рыболовам?

Чтобы «Ниву» не залило водой, когда она будет преодолевать небольшие водные препятствия, установили внешний воздухозаборник, шноркель. К слову сказать, в шноркель удобно выводить сапуны коробок и мостов, чтобы исключить попадание в них влаги. Большинство последствий водных процедур для автомобиля можно устранить: электроразъёмы обработать и подсушить, масло в мостах и коробке заменить сразу или по возвращении. А вот попавшая в воздухозаборник жидкость, как правило, приводит к фатальным последствиям. Получив гидроудар, двигатель выходит из строя за считанные секунды, поэтому-то установка внешнего воздухозаборника, шноркеля, – самый ответственный этап превращения Нивы в «земноводное».

Установка силовых порогов нужна не только для того, чтобы в машину было проще садиться, но и для того, чтобы в лесу можно было опираться ими о деревья, сохранив кузов. Пластиковые локеры защитят крылья изнутри, а «жабры» на боковинах капота улучшат охлаждение двигателя. Установка тюнинговой раздаточной коробки дает возможность сберечь сцепление, нагруженное большими колесами. Импортные амортизаторы позволяют увеличить скорость на грунтовках и сохранить управляемость на асфальте.

Чтобы охотнику не взглянуть однажды на свой автомобиль и не ужаснуться, что краска стала осыпаться или вздулась, заранее побеспокоились об антикоррозионной обработке. Многие современные препараты антикоррозионной защиты способны эффективно справляться даже с уже начавшимся процессом коррозии автомобильного кузова. Защитный слой, стоимостью в 2500 рублей, сохраняет пластичность, а, следовательно, и свои высокие защитные качества в течение достаточно продолжительного времени – лет пять о ржавчине можно не думать. Главное – не вспомнить ещё позже после того, как заметили ржавчину.

Для любителей езды по сибирским топям мастера провели лифтинг – увеличили проходимость автомобиля, установив на него колеса большего диаметра, тем самым увеличили его клиренс.

Шумоизоляция, стеклоподъёмники, тонировка полосы стекла, установка комбинации приборов, акустическая полка обошлись автовладельцу в 1800 рублей. Также машина оснащена камерой заднего вида. Для удобства водителя в салоне установлены кресла RecaroSport. Автомобильные сидения RECARO снабжены уникальной системой поясничной поддержки RECARO Airmatic, а также боковой и плечевой поддержкой.

За предоставленный эксклюзив благодарим автосалон «Автобиография», информацию о приобретении данной «Нивы» Вы можете получить по телефону (391) 2-316-888.

 

Антон Бурлаков

Фото «ПравCAR»